![](https://xn--80aqo1b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/08/4p_centr-sever_008.webp)
Доставка топлива, продуктов, медикаментов и товаров первой необходимости в труднодоступные населенные пункты в Арктике и на Дальнем Востоке в рамках северного завоза станет более эффективной.
Новый закон распределяет полномочия между разными уровнями власти и устанавливает новую систему управления завозом. Документ публикует “Российская газета”.
Северный завоз осуществляется в 25 субъектах РФ, где живут более 3 млн человек. Ежегодно по северному завозу доставляется 3,2 млн тонн грузов, из них 2,32 млн – это топливо, 0,82 млн – горюче-смазочные материалы и только 0,05 млн – продукты. Общая стоимость составляет более 87 млн руб.
“Закон сделает процесс северного завоза эффективным. Он не только повысит качество жизни людей на Крайнем Севере и надежность поставок, но и существенно снизит стоимость жизненно важных товаров. Создание федеральной информационной системы мониторинга севзавоза – следующий важный шаг. Система будет анализировать всю информацию о северном завозе, будет следить за движением грузов и заранее предупреждать о возможных сбоях в поставках, чтобы все товары были доставлены в срок”, – рассказал “Российской газете” глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков.
“В западной части Арктики проблемы с поставками нет. Судно может выйти из Мурманска и за три дня дойти до пункта назначения. В Якутии даже к берегу подойти невозможно, судну нужно разгружаться в море, но там волна и другие сложности. Доставка воздухом – это лучше всего, но им все не доставишь”, – отмечает член экспертного совета ПОРА, заместитель ректора по аналитической и экспертной деятельности Северо-Восточного федерального университета Александр Кугаевский.
По его словам, даже нефть в отдаленные пункты доставляют по земле, и иногда на это может уйти два-три года. “Но то, что закон приняли – это уже большое дело”, – резюмирует эксперт.
Координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников отметил, что раньше с северным завозом каждый регион разбирался самостоятельно, и это напоминало сводки с театра боевых действий, и часто завершалась аварийными ситуациями и срывом планов завоза.
“Закон создает основу для разработки процедуры предоставления доступного федерального финансирования – как для обеспечения поставок, так и для реализации инфраструктурных проектов”, – отметил Воротников. Он также добавил, необходимо предусмотреть санкции для тех, кто недобросовестно выполняет свои обязательства перед поставщиками северного завоза – они тоже должны входить в пакет предложений и процедур, связанных с получением финансовой поддержки от федерального центра.
Российская газета (rg.ru) – https://rg.ru/2023/08/07/reg-dfo/produkty-na-severe-stanut-deshevle.html
Пресс-служба АНИЦ